Так уж сложилось, что в ИТ-работе пришлось взять перерыв. А появившееся в большом количестве свободное время я решил потратить на покрытие книжного списка, который собирался не один месяц. Такая себе программа на каникулы с запланированной оценкой на финише всех вложенных в самого себя словобуквенных инвестиций.
Список книг — не бетонный, поэтому всячески пополняется интересными предложениями «на прочитать», в том числе и благодаря обзорам на Хабре (например, спасибо за первый и второй). Книга с биографией Стива Джобса не просто пополнила объем списка, но и просочилась в первые ряды, а после прочтения повлияла на судьбу всех стоящих в нем изданий, перемешав их и отфильтровав согласно свежесформированным впечатлениям хозяина. Чем запомнилась книга и что в ней можно найти для себя?
Биография Стива Джобса была написана Уолтером Айзексоном, бывшим главным редактором журнала «Time», на основании бесед как с Самим, так и с его друзьями, родными, коллегами и соперниками. Стив Джобс сам выбрал себе биографа, осознанно и заранее, поскольку Айзексон уже показал себя как автор книг о Франклине, Киссинджере и Эйнштейне.
Что радует
Книга достаточно подробно излагает жизнь Джобса и дает нам возможность погрузиться в эпоху не только сложного и многогранного человека, но и в среду, которую он создал. Т.е. настоящее. Вне поля зрения обычного обывателя решались судьбы будущего, и можно только представить альтернативные реальности, если бы:
- Apple разрешил другим компаниям лицензировать свои операционные системы;
- Джобс не ушел в свое время из Apple, чтобы создать Pixar и повзрослеть для роли генерального директора того же Apple;
- любой из iДевайсов был массово запущен в тех компаниях, которые первыми могли это сделать.
Книга может рассматриваться и как постулат руководителя, необязательно правильного, но, возможно, успешного. Выносимые правила могут быть достаточно радикальны, они противоречат очень многим книгам по современному менеджменту, а их соблюдение может привести к печальным последствиям, если все условия не будут соблюдаться единовременно и до конца. И что важно – скрепляемые харизмой лидера. Для обсуждения могу предложить следующие тезисы:
- Не важен источник идеи – ты можешь ее украсть, но в правильное русло она может уйти только в твоей, неограниченной масштабами голове.
- Важно контролировать абсолютно все. Но контроль не должен вступать в конфликт с делегированием, ибо
- Твой сотрудник может сделать все, даже если он это сделать не может. Здесь ты зависишь от собственного умения мотивировать. Например, Джобс загонял своих подчиненных в так называемое поле искажения реальности, где они принимали установленные им нереальные сроки или способы реализации продукта.
И как итог для HR-вдохновения:
«Мы делали невозможное, потому что не знали, что это невозможно».
В правила Джобса не входило ни стремление к похвале окружающих, ни сдержанность по отношению к их личным качествам / профессиональным способностям. Потому что «За долгие годы работы я понял: если у тебя по-настоящему хорошие сотрудники, с ними не надо обращаться как с детьми. Надо требовать от них большего, тогда они создадут шедевр». Само собой, что ради работоспособности вышеупомянутого тезиса должны соблюдаться очень жесткие критерии при найме будущих сотрудников, и в команде должны появляться только первоклассные игроки.
Что огорчает
При всех попытках автора выглядеть объективным ему это не удается. Материал изложен без подхалимства, но во всех вскрытиях жестокой правды пестрит восторг: ведь любой порок – это неизбежная грань гениальности. А значит – все допустимо. Автор симпатизирует своему персонажу и искренне им восторгается, а порой усиленно ищет ему оправдания. Ведь для истории это неважно – тот след, который оставляет в вечности человек намного значительней, той болезненной, хоть и царапины, которая образовалась в годы его земного существования.
Что захотелось сделать
- Пересмотреть все мультфильмы Pixar, особенно те, которые принесли Джобсу аргументы в борьбе с Диснеевским коллегой – История игрушек, В поисках Немо, Приключения Флика.
- Изучить рекламную продукцию (как печатную, так и медийную), которая сопровождала оба пришествия Джобса в Apple. В частности, рекламный ролик «1984».
- Делать любую работу, постоянно задавая себе вопрос – действительно ли на выходе будем иметь самый простой результат.
- Продолжаться оставаться дотошным, как при создании маркетинговых кампаний, так и при проектировании любого продукта (то, чем и занимаюсь в повседневной жизни).
Но главное – появился алчный интерес к iДевайсам, чего я за собой раньше не наблюдал. Захотелось как лишний раз за них подержаться, так и заменить весь свой арсенал, который ни в одной линейке моих устройств не представлен Appl’ом.
А ведь Джобс думал о своей смерти (ее тень в будущем была для него катализатором) и понимал, что с его уходом могут наступить сумерки, как это произошло в первое его увольнение. И должен был готовиться к тому, чтобы если уж не защитить свое наследие, так помочь ему пережить встряску после своей смерти (Тим Кук — операционист, и вряд ли Джобс рассчитывал на креативную замену). И биография жизни вдохновителя гениальных творений видится как прекрасный инструмент для смягчения удара. Книга должна была стать не просто эпитафией, но соннетом, воспевающим труд и идею, которые были вложены в iДевайсы. И поверьте – после прочтения книги они действительно выглядят чем-то сакральным, а тем более — желанным. Ведь даже обладание чем-то маленьким из них может приблизить вас к гению, который продумывал в нем каждую деталь. В общем, это если смотреть с точки зрения Теории заговора… Книга же достойна того, чтобы уделить ей время, дабы в результате ее прочтения как минимум проникнуться к столь детально описанному подходу к жизни и работе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий