воскресенье, 25 марта 2012 г.

Развитие стартапов, чего не хватает в инфраструктуре

В России, как известно, две главные беды. Да-да, правильно: кадры и инфраструктура. При этом если с одной бедой еще можно как-то побороться с помощью лопаты и катка, то что делать с инфраструктурой — совсем непонятно.



Так, или как-то так начинаются все или почти все разговоры о недосягаемом светлом будущем для инновационной России.

Автор этих строк (смиренно надеющийся получить инвайт) в настоящее время проживает в США, в Долине, некоторым известной под названием Кремниевая, остальным — Силиконовая. Кому что ближе, как говорится.

Так вот, инфраструктуры не хватает и тут! Представим, что вы — молодой инициативный предприниматель, с руками-ногами-головой, придумали нечто, чтобы осчастливить мир и сделать его капельку лучше. И приехали с этим сюда, в самый центр пальмовых зарослей вокруг Стэнфордского университета, и хотите получить опыт и деньги для развития своего проекта. Если предположить, что временем вы совсем не ограничены, то, разумеется, когда-нибудь вы своего добьетесь. Однако, 99,(9)% инициатив ограничены во времени, соответственно, вам нужен результат в течение месяца-двух-трех.


И что вы видите? Да, тут огромное число людей, которые говорят, что они инвестируют деньги в проекты. Вы их легко найдете на всевозможных собирушках, которые организуются кучей компаний и групп. Как правило, все эти «события» (events) строятся по одному сценарию: в аудитории собираются зеваки, несколько «именитых» инвесторов приглашаются в качестве судей, желающие стартаперы (прошедшие грубо-предварительный отбор на вменяемость) выпускаются на сцену по 10-15 проектов за вечер, и с нее произносят свои питчи под аккомпанемент PowerPoint. Вероятно, какие-то из этих встреч заканчиваются знакомствами, которые приводят потом к желательному результату.

Однако большинство такого рода мероприятий не заканчивается ничем. Ни для инвесторов, ни для стартаперов. Исключение составляют мероприятия, которые готовятся заранее и специально, и совсем по другой процедуре. Но попасть на них совсем не так просто, и — зачастую — возможно только если у вас уже есть хоть сколько-то работающий бизнес, и некоторое количество денег на оплату этого.

Россия в последние годы принялась лихорадочно копировать модель Кремниевой Долины. Действительно, идея выглядит привлекательной: разбрасываем с самолета деньги в унавоженную почву на участке «Поле Чудес 2.0» и через пару дней-месяцев-лет собираем обильный урожай с подросших денежных деревьев (примерно, с 1 из 10, но это должно сторицей окупить и самолет, и унавоживание). Потому поднаторели российские стартаперы в питчах, могут за 30 секунд рассказать, как сделать из обезьяны человека, и продемонстрировать это в 5 слайдах презентации. Слов нет, круто!

Но, чего-то не хватает… С этого места начинается мое глубокое хамбл опинион, т.е. скромное мнение.

И на этом берегу океана и на том категорически не хватает некоего фильтра-классификатора, который помог бы всем участникам процесса понять, с чем они имеют дело. Например, на одном из мероприятий на прошлой неделе одновременно «питчились» проекты в области hardware, мониторинга детей, IT-брокерское ПО, consumer web, рекламный и т.п. С учетом разных стадий и разного качества проектов совершенно невозможно было надеятся на то, что все они — или даже половина — получит качественную, подходящую для них аудиторию, совет и экспертизу.

Вот, что бы было классно иметь. Некую базу данных проектов, в которой в формализованном виде по определенной методике собираются не только описания проектов, но и то, что с ними происходит в динамике (запуск прототипа, получение такого-то результата и т.п.). Там же — опять же, по методике — делается оценка проектов, позволяющая их сравнивать между собой. Проекты делятся по секторам бизнеса, стадиям и, возможно, еще каким-то критериям (целевой рынок, размер команды, ключевые компетенции — многое можно придумать). На основе такой базы можно проводить отбор проектов для участия в том или ином мероприятии, причем, пришедшие инвесторы и зрители будут уже в курсе как основных характеристик проектов, так и сферы их бизнеса, т.е. это будет уже «теплый», а не «холодный» контакт.

Я уверен, что при таком подходе эффективность стартап-инфраструктуры выросла бы в разы! И на этом поле Россия вполне может обыграть Silicon Valley, предложив свой собственный взгляд и подход к развитию инновационной отрасли.

Комментариев нет:

Отправить комментарий