Данный пост не о законных правах правообладателей получать пени за использованный контент, и не о покупке и продаже прав людьми, не имеющими к созданию самого произведений никакого отношения, порой даже генетического.
Это короткий взгляд со стороны, на нас с вами, на наше прошлое и возможное будущее.
Кого заинтриговал, прошу под кат.
Сразу оговорюсь, речь пойдет не о патентах, а именно об авторских правах на медиа-контент, хотя для первого все нижесказанное также справедливо.
Правообладатель имеет право давать права на использование или не давать. Может продать права, может сдать в аренду. И решения эти он (правообладатель) принимает волюнтаристски, не с кем не советуясь и в основном из меркантильных побуждений. C'est la vie, так сказать.
Но, понимая подвох ситуации, Человечество, вроде бы, старается подстраховываться, и сроки авторских прав в большинстве стран ограничены. Т.е. вечно получать пени за произведение не получится, и когда-нибудь шедевр станет достояниемРеспублики общественности.
Однако, именно в этих странах этот срок периодически и продлевают… Опять же — C'est la vie.
Кому интересна конкретика в цифрах, в Википедии подробно представлена хронология изменения сроков авторских прав.
Ежедневно мы слышим о случаях нарушения авторского права, не предвзятом суде и справедливом наказании посягнувших на святая-святых — частную собственность.
И вроде бы все правильно и справедливо, хотя общество и разделилось на сторонников железной защиты частной собственности и сторонников свободы информации, открытого исходного кода, бесплатного ПО и т.д.
И как бы даже обоим им симпатизируешь, потому что и так вроде правильно и должно быть, но и так вроде очень даже хорошо, удобно и порой полезно.
И спор за истину идет, и чаша весов все колеблется и компромисса в обозримом будущем никак не видно…
И в силу сложившейся ситуации вот какой замысловатый эффект можно наблюдать на одном очень тематическом (красивом, нужном и полезном, с точки зрения автора) ресурсе.
Перед вами один из разделов сайта, посвященного инернет-радио. Раздел представляет собой небольшую (а с точки зрения автора огромную) коллекцию лучших (по мнению сайта) песен разных годов, начиная с далекого 1930г. и по наши дни.
Уверен, многие из читателей и сами собирали или собирают дома подобные тематические коллекции. И очень ими дорожат и гордятся.
В коллекции песни представлены не просто композициями, но клипами!, что не может не радовать поклонников тех или иных жанров. А ниже, под списком песен вы можете видеть краткую музыкальную справку по выбранному году, ключевые имена, события и каждая фраза как бы пропитана духом той эпохи.
В общем, меломан Вы или нет, но к данной страничке вы равнодушным не останетесь, и «добавить в избранное» вам обеспечено. И я ничуть не пиарю ресурс, я передаю свои собственные эмоции, с целью, чтобы правильно подвести Вас к сути Эффекта. Хотя многие из Вас уже, наверно, его и заметили, пробежавшись по списку в поисках любимой композиции…
Вот Вы её находите, не верите глазам — как? еще и с видео? я искал её 30 лет! Клик мышки… и…
И видите следующую надпись: "«Песня в землянке» Это видео теперь недоступно, потому что связанный с ним аккаунт YouTube был удален за неоднократное нарушение авторских прав третьих лиц, среди которых: [Издательский дом Сергея Орлова], [ООО «Диджитал прожект»], [Сергей Березин]"
Вы щелкаете следующую, еще одну из тоже столь желанного репертуара. Но нет, на каждый ваш клик уже нашелся правообладатель, и законопослушный сайт справедливо блокировал контент.
И вроде бы все правильно, и так и должно быть.
Но вот только Вам, так долго искавшему ту заветную композицию, так и не удалось ее ни посмотреть, ни послушать, ни купить. В архивах ее нет, в магазинах нет, у друзей тоже нет — они о ней даже не слышали, это Вы обещали им показать и дать послушать. Песня есть у правообладателя, но ему не интересно с вами разговаривать, поскольку вы не предлагаете ему многомиллионного контракта на ее (песни) использование в героическом блокбастере или рекламе очень нужных товаров.
Вывод очень простой, и немного грустный.
В эпоху расцвета информационных технологий, родившихся и призванных помочь людям свободно делиться информацией, вы сидите у голубого экрана монитора и пытаетесь сохранить в памяти уже практически забытую мелодию. И Вы уже не можете полностью напеть ее своим детям, друзьям или знакомым. Вы смотрите в монитор и понимаете, что там, где-то в сети, она есть. Но достать ее невозможно. Потому что правообладатель не выкладывает ее в свободном доступе — это ему не выгодно, не продает в магазине — это не выгодно магазину, композиция очень редкая, на любителя, в сети не скачать — закон есть закон, и, к сожалению, Вам никак не попадается на глаза пестрый, яркий баннер с призывом немедленно кликнуть на него, чтобы наконец узнать, где же приобрести этот заветный трек!
Нет, ничего этого нет. И вашему ребенку не объяснить на словах, что такое Beatles, или Duke Ellington. Невозможно это объяснить на словах, если ты не жил там и не слышал как оно рождалось. Если ты из другого поколения, можно только наткнуться случайно на ссылку, увидеть, услышать, и влюбиться.
Можно наткнуться на ссылку случайно, в бесконечных просторах всемирной сети, и приобщиться к прекрасному, умному, вечному. Наткнуться там, где и есть последнее пристанище памяти Человечества.
Наткнуться и не увидеть черный квадрат с уведомлением, что права правообладателя надежно защищены…
Человек жив пока о нем помнят.
Вполне справедливо и для всего того, что этим Человеком создается.
Будучи сохраненной в надежных руках правообладателя, мелодия будет навсегда потеряна, если о ней не сохранятся воспоминания в умах Человечества. Но чтобы хранить эту память, ее нужно передавать, информацией нужно делиться, и не в рамках лекций, учебников, по подписке, по предзаказу, за 0.99 десять штук и т.п., а так, чтобы ищущий да обретал результат поиска.
Кто знает, на что сподвигнет маленького Человечка композиция Ray Charles — What'd I Say.
Ведь через 50 лет шанс наткнуться на нее в жизни будет только здесь, в сети… А вдруг из него вырастит тогда новый Моцарт?
Стоит подумать об этом сегодня.
Это короткий взгляд со стороны, на нас с вами, на наше прошлое и возможное будущее.
Кого заинтриговал, прошу под кат.
Сразу оговорюсь, речь пойдет не о патентах, а именно об авторских правах на медиа-контент, хотя для первого все нижесказанное также справедливо.
Итак
Правообладатель имеет право давать права на использование или не давать. Может продать права, может сдать в аренду. И решения эти он (правообладатель) принимает волюнтаристски, не с кем не советуясь и в основном из меркантильных побуждений. C'est la vie, так сказать.
Но, понимая подвох ситуации, Человечество, вроде бы, старается подстраховываться, и сроки авторских прав в большинстве стран ограничены. Т.е. вечно получать пени за произведение не получится, и когда-нибудь шедевр станет достоянием
Однако, именно в этих странах этот срок периодически и продлевают… Опять же — C'est la vie.
Кому интересна конкретика в цифрах, в Википедии подробно представлена хронология изменения сроков авторских прав.
Ежедневно мы слышим о случаях нарушения авторского права, не предвзятом суде и справедливом наказании посягнувших на святая-святых — частную собственность.
И вроде бы все правильно и справедливо, хотя общество и разделилось на сторонников железной защиты частной собственности и сторонников свободы информации, открытого исходного кода, бесплатного ПО и т.д.
И как бы даже обоим им симпатизируешь, потому что и так вроде правильно и должно быть, но и так вроде очень даже хорошо, удобно и порой полезно.
И спор за истину идет, и чаша весов все колеблется и компромисса в обозримом будущем никак не видно…
Эффект правообладателя
И в силу сложившейся ситуации вот какой замысловатый эффект можно наблюдать на одном очень тематическом (красивом, нужном и полезном, с точки зрения автора) ресурсе.
Перед вами один из разделов сайта, посвященного инернет-радио. Раздел представляет собой небольшую (а с точки зрения автора огромную) коллекцию лучших (по мнению сайта) песен разных годов, начиная с далекого 1930г. и по наши дни.
Уверен, многие из читателей и сами собирали или собирают дома подобные тематические коллекции. И очень ими дорожат и гордятся.
В коллекции песни представлены не просто композициями, но клипами!, что не может не радовать поклонников тех или иных жанров. А ниже, под списком песен вы можете видеть краткую музыкальную справку по выбранному году, ключевые имена, события и каждая фраза как бы пропитана духом той эпохи.
В общем, меломан Вы или нет, но к данной страничке вы равнодушным не останетесь, и «добавить в избранное» вам обеспечено. И я ничуть не пиарю ресурс, я передаю свои собственные эмоции, с целью, чтобы правильно подвести Вас к сути Эффекта. Хотя многие из Вас уже, наверно, его и заметили, пробежавшись по списку в поисках любимой композиции…
Вот Вы её находите, не верите глазам — как? еще и с видео? я искал её 30 лет! Клик мышки… и…
И...
И видите следующую надпись: "«Песня в землянке» Это видео теперь недоступно, потому что связанный с ним аккаунт YouTube был удален за неоднократное нарушение авторских прав третьих лиц, среди которых: [Издательский дом Сергея Орлова], [ООО «Диджитал прожект»], [Сергей Березин]"
Вы щелкаете следующую, еще одну из тоже столь желанного репертуара. Но нет, на каждый ваш клик уже нашелся правообладатель, и законопослушный сайт справедливо блокировал контент.
И вроде бы все правильно, и так и должно быть.
Но вот только Вам, так долго искавшему ту заветную композицию, так и не удалось ее ни посмотреть, ни послушать, ни купить. В архивах ее нет, в магазинах нет, у друзей тоже нет — они о ней даже не слышали, это Вы обещали им показать и дать послушать. Песня есть у правообладателя, но ему не интересно с вами разговаривать, поскольку вы не предлагаете ему многомиллионного контракта на ее (песни) использование в героическом блокбастере или рекламе очень нужных товаров.
Вывод
Вывод очень простой, и немного грустный.
В эпоху расцвета информационных технологий, родившихся и призванных помочь людям свободно делиться информацией, вы сидите у голубого экрана монитора и пытаетесь сохранить в памяти уже практически забытую мелодию. И Вы уже не можете полностью напеть ее своим детям, друзьям или знакомым. Вы смотрите в монитор и понимаете, что там, где-то в сети, она есть. Но достать ее невозможно. Потому что правообладатель не выкладывает ее в свободном доступе — это ему не выгодно, не продает в магазине — это не выгодно магазину, композиция очень редкая, на любителя, в сети не скачать — закон есть закон, и, к сожалению, Вам никак не попадается на глаза пестрый, яркий баннер с призывом немедленно кликнуть на него, чтобы наконец узнать, где же приобрести этот заветный трек!
Нет, ничего этого нет. И вашему ребенку не объяснить на словах, что такое Beatles, или Duke Ellington. Невозможно это объяснить на словах, если ты не жил там и не слышал как оно рождалось. Если ты из другого поколения, можно только наткнуться случайно на ссылку, увидеть, услышать, и влюбиться.
Можно наткнуться на ссылку случайно, в бесконечных просторах всемирной сети, и приобщиться к прекрасному, умному, вечному. Наткнуться там, где и есть последнее пристанище памяти Человечества.
Наткнуться и не увидеть черный квадрат с уведомлением, что права правообладателя надежно защищены…
Эпилог
Человек жив пока о нем помнят.
Вполне справедливо и для всего того, что этим Человеком создается.
Будучи сохраненной в надежных руках правообладателя, мелодия будет навсегда потеряна, если о ней не сохранятся воспоминания в умах Человечества. Но чтобы хранить эту память, ее нужно передавать, информацией нужно делиться, и не в рамках лекций, учебников, по подписке, по предзаказу, за 0.99 десять штук и т.п., а так, чтобы ищущий да обретал результат поиска.
Кто знает, на что сподвигнет маленького Человечка композиция Ray Charles — What'd I Say.
Ведь через 50 лет шанс наткнуться на нее в жизни будет только здесь, в сети… А вдруг из него вырастит тогда новый Моцарт?
Стоит подумать об этом сегодня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий