воскресенье, 25 марта 2012 г.

Из грязи в князи. Очередные размышления о том как студенту устроиться на первую работу

Я прочёл на хабре достаточно статей о том, как студенту устроиться на первую работу, что для этого нужно и насколько это вообще необходимо. Некоторые из них оказались для меня весьма полезными, поэтому я решил поделиться и своим собственным опытом — вдруг кому пригодится. К тому же, сейчас близится лето — самое время для того, чтобы попытаться.

Итак, начну с того, что отучился я в школе с языковым уклоном, гуманитарной до мозга костей, поэтому, когда я решил поступать в СПбГУ на факультет Прикладной Математики, многие отнеслись к этому с большим скептицизмом. Ну да не об этом речь. О поисках работы я стал задумываться ещё на первом курсе и, как показала практика, совершенно не зря. Почему так? Да потому что на первом курсе я мог с уверенностью сказать, что я хорошо знаю Java, C#, C++, PHP, Javascript, SQL и многое другое. После того как я побывал на первом собеседовании, я мог с такой же уверенностью сказать, что я не знаю ничего. 
Отсюда вывод: чем раньше вы начнёте искать работу, тем раньше вы начнёте к ней готовиться. Если вы считаете, что уже готовы, то с огромной вероятностью это не так. Чем раньше вы это осознаете, тем лучше.


Теперь у меня была «бизнес-цель» — подготовиться к трудоустройству. Казалось бы, что может быть проще? Тут тебе и интернет, и универ, и куча всяких полезных книжек. Но не тут-то было. Как выяснилось, университетская программа давала не так много полезной информации. Да, были занятия, посвящённые алгоритмике. Было введение в Java и C#. Было многое другое. Но все эти занятия освещали только одну сторону вопроса — как сделать ту или иную вещь при помощи того или иного инструментария. Главное — зачем вообще это всё делать — всегда оставалось за кадром. Было совершенно неясно какие знания сейчас востребованны, а какие — нет. Тогда я обратился к интернету и литературе, но здесь меня подстерегала другая беда. Я просто утонул в этом потоке информации. Я перескакивал с одного языка на другой, изучал какие-то запредельные примеры и трюки и в то же время не понимал азов. Вроде бы, безвыходная ситуация — лодка, оказавшаяся в океане без карты и компаса. Я так же хаотично делал попытки куда-то устроиться, периодически бросал всё с ощущением полной безнадёжности, затем пробовал снова.

Но выход нашёлся. Я вспомнил, что моей целью было устроиться на работу. Для этого нужно было пройти собеседование. А что нужно сделать, чтобы подготовиться к собеседованию, не имея при этом никакого представления о том, что там требуется? Нужно сходить на другое такое же собеседование! Я начал подавать заявки на все вакансии, которые попадались мне на глаза и хоть как-то соответствовали жеалемой должности. Но теперь моей целью было не трудоустройство. Да, возможно, это неправильно по отношению к собеседующим, потому что они тратили время на заведомо неподходящую кандидатуру, но, уж извините, им за это платят. Уже через полтора месяца у меня была чётко очерченная область знаний, которыми должен обладать начинающий программист. Особую благодарность хочу выразить представительству Sun Microsystems (теперь уже Oracle) в Санкт-Петербурге. За полтора часа собеседования с одним из их инженеров я узнал о Java больше, чем за полгода изучения её в университете и своими силами. 

С этого момента началась подготовка к реальному трудоустройству. Теперь я знал в каком направлении двигаться, чего от меня ждут и мог трезво оценивать свои шансы. Я стал искать подходящие стажировки и уже мог точно сказать чего конкретно от них жду. Не буду описывать всё в подробностях. Скажу только, что главный приз не заставил себя ждать, и сейчас я работаю на довольно крупную компанию, известную во многих регионах России. Да, я по-прежнему начинающий программист, но сейчас у меня есть понимание того, чего я могу добиться и, главное, знание того, что для этого нужно сделать.

Попробую подвести итоги: для современного студента главной проблемой является не отсутствие знаний, а незнание того, куда их применить. Нас учат многому, нас учат хорошо, но нам не говорят зачем нас этому учат. Не пытайтесь быть универсалом. Постарайтесь понять что вам нужно и уделить максимальное количество времени именно этому. Когда вы сможете ориентироваться хотя бы в одной области, принимайтесь за расширение кругозора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий